Питание
Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2024/2025 учебном году
Об организации питания в учреждениях дошкольного образования
Об организации питания в учреждениях дошкольного образования
Питание воспитанников в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основе морфологических и функциональных особенностей их организма.
Питание воспитанников в учрежденияхдошкольного образования организовано на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных с учетом: норм питания, режима работы учреждения образования, сезонности, рекомендуемого объема блюд.
По медицинским показаниям производится индивидуальная коррекция рационов питания (лечебное, или диетическое питание). Для осуществления диетического питания родителям необходимо предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, в которой помимо сведений о состоянии ребенка содержатся рекомендации врача по режиму питания, аллергологический анамнез, иные рекомендации. Коррекция рациона питания таких детей производится в соответствии с рекомендациямиврача касательно того, какие продукты не переносит данный ребенок и какими продуктами их следует заменять.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29февраля 2008 г. № 307» плата за питание детей взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы учреждения дошкольного образования.
При расчете за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в учреждении дошкольного образования. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне уведомить педагогических работников о предстоящем отсутствии ребенка.
Плата за питание не взимается:
- с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
- с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».
При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от оплаты за питание детей родителям (законным представителям) необходимо предоставить следующие документы:
- удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
- удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы – для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».
Плата за питание детей снижается на 50 процентов:
- для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
- для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков);
- для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем.
Для снижения платы за питание необходимо предоставить следующие документы:
- удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитывается трое и более детей в возрасте до 18 лет;
- удостоверение на право представления интересов подопечного для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).
Плата за питание снижается на 30 процентов для семей. Имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.
Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, - для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного.
Решение об освобождении от оплаты за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказ руководителя дошкольного образования).
Плата за питание производится до 25 числа текущего месяца.
Культура питания детей дошкольного возраста
Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому в яслях-саду воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора идет и на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.
В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).
Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).
У воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.
Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).
Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку). Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи, к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.
Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.
Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками. Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды. Освоение вышеперечисленных навыков связано с этическим развитием воспитанников.