Патриотическое воспитание

Государственная символика Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

 

Государственный герб Республики Беларусь

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (серебряном и золотом) изображении. Случаи помещения многоцветного, двухцветного и одноцветного (серебряного и золотого) изображения Государственного герба Республики Беларусь определяются законодательством.

 

Дзяржаўны гiмн Рэспублiкi Беларусь

Запись Государственного гимна Республики Беларусь в формате: WAV(37 Mb)MP3(3 Mb)
Государственный гимн Республики Беларусь (музыкальная редакция)

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «О государственных символах Республики Беларусь» и иными законодательными актами.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции.

При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают (исполняют) его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством).

В случае, если исполнение Государственного гимна Республики Беларусь сопровождается поднятием Государственного флага Республики Беларусь, присутствующие, как правило, поворачиваются к Государственному флагу Республики Беларусь лицом.

 

свернуть

Наши символы - наша гордость

Накануне праздника Дня Независимости Республики Беларусь в учреждении образования прошло мероприятие "Наши символы - наша гордость"

свернуть

Чтим великий День Победы

Чтим великий День Победы

 

   День Победы – это один из тех праздников, который по-настоящему объединяет людей, делает их добрее, наполняет сердце каждого чувством патриотизма. Важно, чтобы в этот день мы задумались о трагедии, которая произошла с нашим народом во время Великой Отечественной войны, и отдавали дань памяти тем, кто проявил беспредельную стойкость и мужество, защищая нашу Родину. В первую очередь мы, взрослые, должны заложить  всё это в сознании наших детей, воспитать в них уважение, благодарность ветеранам, чувство ответственности перед своим будущим и будущим нового поколения. 

 Нынешним детишкам трудно осмыслить весь ужас того времени, ведь они являются четвёртым поколением, родившимся после войны. Но если использовать доступные данному возрасту формы и методы, то многое смогут понять и осмыслить для себя ребята, чтобы стать настоящими патриотами своей Родины.

Уважаемые родители, рекомендуем Вам:

  • Идя по улицам нашего города, находясь в магазине или другом здании, обращайте внимание детей на празднично украшенные витрины, плакаты, объясняйте их смысл.
  • Расскажите детям,  что ежегодно 9 мая мы отмечаем замечательный праздник – День Победы. Все помнят эту дату и торжественно её отмечают.
  • Очень много передач о войне транслируют по телевидению. Доступно объясняйте смысл увиденного и услышанного.
  • Вспомните, есть ли среди ваших  знакомых  ветераны войны (родные, близкие, соседи). Рассказывайте о них детям.
  • Почитайте детям рассказы, стихи о войне. Побеседуйте по их содержанию.
  •  Расскажите малышам про героев войны, чьими именами названы улицы города.
  • Примите участие  в праздновании Дня Победы, побывайте в этот день вместе с ребёнком в Брестской крепости.
свернуть

В центре обсуждения - Программа патриотического воспитания населения

 

В фокусе обсуждения – реализация Программы патриотического воспитания населения

   В Министерстве образования состоялось совещание по вопросу реализации программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы, в котором приняли участие представители Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, председатель Синодального отдела БПЦ по сотрудничеству со светскими учреждениями образования, руководители общественных организаций и объединений, представители научных кругов.

   29 декабря 2021 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь №773 принята Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы.

    Необходимо подчеркнуть, что для Республики Беларусь подобного рода документ разработан впервые. Его особая значимость заключается в том, что Программа стала результатом консолидации усилий государственных служащих, ученых, общественных деятелей, практиков. Концептуально удалось определить и зафиксировать целевую направленность, механизмы, направления и инструменты патриотического воспитания на основе мирового опыта и с учетом национально-исторической специфики.

    Актуальность разработки и принятия Программы была обусловлена геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь посредством консолидации общества и обеспечения народного единства, в целях выработки целостной системы патриотического воспитания.

    Программа предусматривает выполнение задач по формированию национальной идентичности, духовно-нравственному, историко-культурному, гражданско-патриотическому, военно-патриотическому воспитанию и др.

   Бесспорно, эффективное патриотическое воспитание — одна из важнейших задач укрепления независимого белорусского государства.

   В целях реализации программы Министерством образования разработан проект Республиканского плана мероприятий программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы, который планируется утвердить на первом заседании Республиканского межведомственного координационного совета, а также План мероприятий Министерства образования Республики Беларусь по реализации программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы в 2022 году.

   Безусловно, в Год исторической памяти особую актуальность приобретают вопросы исторической тематики, мероприятия, направленные на сохранение героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, усиление работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи с опорой на факты героических подвигов предков. Все это — обращение к истории, нашему прошлому, без которого нет настоящего и будущего.

   Воспитание патриота – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, системная работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия учреждения образования и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки становятся основой для работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

 

свернуть

Воспитываем гражданина

Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях образования, оно направлено на формирование у воспитанников первоначальных представлений о своей семье, родном крае, стране, государственных символах Республики Беларусь.

Воспитание у детей дошкольного возраста  уважения к государственным символам Республики Беларусь осуществляется как в специально организованной деятельности, так и в нерегламентированной. Работа в данном направлении строится педагогическими работниками в соответствии с Рекомендациями по использованию государственной  символики в учреждениях образования, учебной программой дошкольного образования.

 Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) формирование  у воспитанников представлений о государственных символах республики Беларусь. В старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой  педагоги  используют следующие методы и приемы:

рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника;

рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельства о рождении, марок и др.);

слушание Государственного гимна Республики Беларусь с объяснением содержания, о том, как нужно себя вести во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);

беседы с воспитанниками о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);

наблюдения во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников);

чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к государственным символам (М.Позняков «Наш герб», «Наш сцяг», Н. Гальперович «Сімвалы маёй краіны», А Вольский  «Радзіма»).

Знание воспитанниками государственной символики Республики Беларусь, понимания ее роли является важнейшим показателем сформированности  у них гражданственности и патриотизма.

 

свернуть