Страничка музыкального руководителя

Музыка - как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Именно музыка, обладающая сильным эмоциональным воздействием, способна вызвать нравственные и эстетические переживания, влиять на духовное становление и обогащение личности ребенка. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений, которые проводятся в учреждении дошкольного образования.

Совсем недавно в учреждении образования с участием воспитанников старшей группы и их родителей прошло воспитательно-патриотическое мероприятие «Письмо о Беларуси». Участники мероприятия показали свои знания о государственных и природных символах Республики Беларусь, познакомились с подвигом белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, почтили память погибших «минутой молчания». В зале звучали музыкальные произведения И.Бейня «Беларусь мой дом», Жанет «Беларусь», И. Лученка «Жураўлі на Палессе ляцяць»  в исполнении воспитанников. Каждый из присутствующих испытал чувство гордости за свою страну, белорусский народ.

Знакомству воспитанников с малой родиной: родным городом, районом, его достопримечательностями было посвящено мероприятие «Московский район, в сердце ты один!», приуроченное к 45-летию Московского района г. Бреста. Воспитателем дошкольного образования Макаревич Юлией Анатольевной была разработана виртуальная экскурсия по Московскому району. Музыкальным руководителем Токарь Риммой Александровной подобран музыкальный репертуар, сопровождавший «путешествие» по району. Мелодии удачно вписались в формат мероприятия и сделали процесс восприятия материала более эмоциональным. Участники мероприятия с удовольствием отвечали на вопросы игры-викторины «Знаю ли я свой город?», узнавали на фотографиях знакомые места, где бывали с мамами и папами, отгадывали загадки. Мероприятие получилось увлекательным и познавательным. Дети почувствовали себя маленькими горожанами нашего красивого города.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет проведение праздника «День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь». Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишкам. Песни «Бравые солдаты», «Будем в армии служить!» легко запоминаются и с удовольствием исполняются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. А если еще в зале находятся папы, то это праздник вдвойне!

Говоря о защитниках нашей Родины, не остается без внимания и тема Великой Победы. Во время проведения праздника «День Победы» педагогические работники средних и старших групп раскрывают величие подвига советского солдата, знакомят воспитанников с песнями тех времен и  о тех временах. Музыкальные впечатления ребят опираются на представления, полученные на занятиях по ознакомлению с  окружающим миром,  от экскурсий к памятникам погибших воинов, в Брестскую крепость.

Артистичность наших воспитанников знакома работникам жилищно-коммунального хозяйства, Брестского областного родильного дома, перед которыми маленькие артисты выступают в день их профессионального праздника, День матери. Такие выступления никого не оставляют равнодушными, а у  маленьких граждан формируются ростки  уважения к труду взрослых разных профессий. Так и в этом году ребята выступили на День матери перед работниками  родильного дома. В их адрес прозвучали поздравления, слова благодарности за их благородный труд. Были исполнены стихи, песни о маме, показано музыкально-театрализованное представление «Теремок на новый лад». В знак благодарности ребятам – улыбки, громкие аплодисменты.

Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в  народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в игровой форме знакомят воспитанников с обычаями, бытом, трудом народа, бережным отношением к природе, жизнелюбием. Народная музыка, используемая при проведении фольклорных праздников «Восеньскі кірмаш», «Калядкі», «Гуканне вясны», вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Приобщая детей к  музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них уважение к традициям своего народа, чувство патриотизма, национальной гордости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Весна, лето

Зима

Осень

Пусть всегда звучит музыка

Практика показывает, что дошкольный период детства наиболее благоприятен для возникновения устойчивого интереса к музыке. Реализация  творческого, личностно-ориентированного процесса музыкального воспитания предполагает становление музыкальной культуры. Кроме того, сам процесс приобщения воспитанников  к музыкальному искусству обеспечивает большие возможности для формирования эмоциональной сферы, а также интеллекта, нравственности, эстетического вкуса.

Музыкальное воспитание осуществляется в соответствии с учебной программой дошкольного образования, типовым учебным планом  с учётом возраста воспитанников на занятиях по образовательной области «Музыкальное искусство» и других формах организации музыкальной деятельности (развлечениях, праздниках).

В детском саду проводятся праздники:

в первой младшей группе – "Новый год";

во второй младшей группе – "Новый год", "Мамин день" (День женщин);

в средней группе - "Новый год", "Мамин день" (День женщин), "День Победы", "День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь", "День труда";

в старшей группе - "Новый год", "Мамин день" (День женщин), "Выпуск в школу", "День Победы", "День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь", "День Независимости Республики Беларусь" (День Республики), "День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь", "День труда".

 Также используется музыка:

  • при организации какой-либо деятельности воспитанников (например, фоновое звучание музыки в рисовании);
  • при организации режимных моментов: приём воспитанников, утренняя гимнастика, процесс кормления, отход ко сну, пробуждение, на прогулке;
  • в играх – подвижных, хороводных, сюжетно-ролевых;
  • на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с природой и др. с целью лучшего запоминания материала в виде физкультминутки как средство обогащения представлений о художественном образе;
  • на занятиях по физической культуре.

Использование музыки в быту – залог успешного закрепления полученных на занятиях музыкальных впечатлений, формирования устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

свернуть